law-firm-technology


КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО ЗАДАТЬ БУДУЩЕМУ КОНТРАГЕНТУ

Массовый рынок участвующих в деловых отношениях субъектов микро и малого бизнеса требует от каждого из них постоянно проверять контрагентов с которыми имеется возможность заключить выгодную сделку.

Сопоставляя данные о контрагенте содержащиеся в открытых источниках в сети Интернет можно сделать вывод о том, стоит ли рисковать вступая в отношения с новым незнакомым контрагентом.

ДАТА РЕГИСТРАЦИИ КОМПАНИИ

Чем больше «возраст» юридического лица, тем больше доверия вызывает такой контрагент. Обычно считается, что с момента регистрации компании прошло не менее 5 лет и в этот период не происходило изменений в составе учредителей, то, в этом случае, компания вызывает больше доверия.

Например, срок существования юридического лица более 10 лет означает, что на протяжении всего времени, компания предоставляла услуги, выполняла работы, реализовывала товары надлежащего качества, что позволяло спокойно работать не меняя первоначально созданного юридического лица.

Если же компания существует максимум 3-4 года, то преждевременно говорить о том, что компании показала себя как надёжная и стабильно работающая. Есть вероятность того, что при первых сложностях юридическое лицо фактически прекратит свою деятельность и движения средств по своим расчётным счетам и часть его последних контрагентов останется без причитающихся им денег.

Если мы видим, что юридическое лицо зарегистрировано относительно недавно, год-два-три назад, то нужно повнимательнее присмотреться к его руководителю и учредителям.

ПРОВЕРКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ/УЧРЕДИТЕЛЕЙ.

Положительную реакцию вызывают сведения об учредителях, когда видим, что у организации 1 учредитель с момента её основания и он не является одновременно учредителем более чем в 2-х других юридических лицах.

Должны вызывать вопросы, когда учредитель является массовым – более 5 действующих юридических лиц и в нескольких из них он ещё и руководитель. Управлять одновременно большим количеством организаций – затруднительно и в случае если учредитель является «массовым», то это может свидетельствовать о том, что у контрагента формальный руководитель/учредитель. Формальный, в данном случае, означает, что фактически делами юридического лица он не занимается и в случае, например, просрочки платежей найти его и с него спросить объяснений будет сложно. Фактические же владельцы контрагента будут чувствовать себя свободно, ведь формально все обязательства лежат на обществе зарегистрированном на формальных «подставных» лицах.

Доверие вызывают также компании, учредители которых хотя и являются одновременно учредителями многих других юридических лиц, но у одного или нескольких таких юридических лиц имеются значительные финансовые показатели (выручка). Это может свидетельствовать о том, что учредитель/предприниматель просто является «серийным» и наряду с уже существующими успешными своими компаниями он реализует новые направления через другие юридические лица.
Позитивным принято считать также бизнесы, владельцы/учредители/руководители которых являются родственниками, супругами.
Свидетельствовать о некоторой подозрительности учредителя юридического лица может также и тот факт, что он управляет и является учредителем обществ, зарегистрированных в разных регионах, например, в Москве и в Краснодарском крае. Опять же, управлять юридическими лицами находящимся на значительном расстоянии друг от друга порой невозможно. Гораздо больше доверия должны вызывать контрагенты руководители/учредители которых имеют отношение к бизнесам находящемся в одном городе или регионе.

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Один из самых показательных параметров в сфере финансов юридического лица – это его выручка. Чем выше показатель выручки, тем благонадёжней такой контрагент. Отсутствие показателей выручки или её малый размер в сравнении с суммой сделки, это повод задуматься о финансовой состоятельности контрагента и, как следствие, возможности вести расчёты со своими контрагентами в соответствии с условиями договора.
Однако, к сожалению, в отдельных случаях даже большие показатели выручки за прошедший год могут не свидетельствовать о том, что компания является благонадёжной. Такое бывает, когда через вновь созданное юридическое лицо «прогоняются» большие денежные суммы. Чтобы это понять, необходимо оценивать такого контрагента в совокупности с другими параметрами, такими как показатели выручки за другие годы, сменяемость руководителей/учредителей, смена организацией региона места нахождения.

СУДЕБНЫЕ ДЕЛА

Обязательно нужно посмотреть количество дел контрагента в арбитражных судах. Даже поверхностный взгляд может дать много информации.
Иногда видно, что контрагент сам активно ведёт себя в арбитражных судах в качестве истца-взыскателя. Это может говорить о том, что контрагент много внимания уделяет юридическому сопровождению своей деятельности. Соответственно и уровень проработанности деловой документации (договоры, заявки и т.п.) у него должен быть высоким.
Если к контрагенту предъявлены иски – нужно опасаться. Но необходимо также подробнее рассмотреть дела. В каком году они возникли? Быть может, что они уже давно неактуальны и контрагент давно решил все вопросы по ним. Если же иски поданы недавно – это повод поинтересоваться финансовой устойчивостью компании.
При более подробном рассмотрении документов судебного дела можно увидеть, например, что после подачи иска к контрагенту он оперативно урегулировал требования и взыскатель отказался от иска.

Проводить оценку контрагента приходится не только перед заключением договора с ним, но и в случае если контрагент допускает неисполнение своих договорных обязательств – это помогает оценить перспективы взыскания задолженности и убытков с такого контрагента. Используя, в том числе приведённые выше принципы, можно понять, что работа по взысканию будет неэффективной несмотря на все усилия, либо взыскание, всё таки, имеет перспективу – затраты на взыскание окупят себя.


Для определения перспективы преарбитражного взыскания достаточно прислать специалистам сервиса документы по отношениям с задолжавшим контрагентом: договор, накладные, акты.




Ваше имя*

Ваш e-mail*

Контактный телефон*

Загрузите договор-заявку*

Загрузите ТТН №1

Загрузите ТТН №2

Загрузите ТТН №3