Ответственность за срыв перевозки

Сроки доставки товара определяет пункт 63 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства № 272 от 15 апреля 2011 года.

Если срок не оговорён сторонами специально, то нормой считается 24 часа на 300 км пути. Как видно, у перевозчика остаётся много времени для доставки груза.

Ответственность перевозчика за соблюдение сроков установлена статьёй 34 Устава автомобильного транспорта (ответственность отправителя — 35-я статья того же Устава). В части 11 этой статьи указывается, что перевозчик обязан выплатить получателю сумму, равную 9% от суммы провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки. При этом общая сумма штрафа не может превысить сумму, выплачиваемую за весь провоз груза. Отсчёт просрочки начинается после 24-хчасовго опоздания, т.е. спустя полные сутки после оговорённой даты и часа доставки. Время прибытия перевозчика к точке отгрузки считается по отметке в транспортной накладной, отсчёт начала погрузочных работ начинается в момент предъявления шофёром путевого листа.

При отказе получателя делать отметку о прибытии, рекомендуется сделать её в одностороннем порядке с привлечением к операции свидетелей, а ещё лучше — сотрудников компании получателя.

Уменьшить размер штрафа невозможно, но у грузоперевозчика имеется возможность освобождения от штрафа за просрочку доставки груза по следующим пунктам 36-й статьи Устава автомобильного транспорта:
— Доставке в срок помешали обстоятельства непреодолимой силы (революция, война, стихийные бедствия);
— Доставка невозможна из-за причин независящих от перевозчика;
— Действует правительственное ограничение на передвижение по дорогам.

Правила оперируют не только термином «просрочка», но и «опоздание» – таковым считается задержка подачи машины в зону погрузочных работ более чем на два часа. Наказание за нарушение при погрузке устанавливает 34-я статья УАТ, погрузку контейнеров – статья 11. Срыв погрузки раскладывается на термины «простой», «непредъявление груза», «невывоз», «несвоевременная подача ТС» (статья 10 УАТ). Время прибытия считается равным времени предъявления водителем путевого листа и документов, пригодных для установления личности. Как уже говорилось выше, в случае отказа делать отметку о прибытии, необходимо поставить её с привлечением свидетелей, а при получении иска за срыв погрузки, предъявить суду также данные из навигационной системы машины.

Непредъявление груза влечёт за собой выплату штрафа отправителем, равную 20 % (если в договоре не указано иной суммы) от общей стоимости перевозки груза (ч.1 статья 35 Устава). Помимо этого перевозчик может отказаться от исполнения договора и потребовать дополнительной платы за причинение ему ущерба, связанного с простоем транспортного средства.

Время погрузочно-разгрузочных работ вычисляется по приложению № 6 к ППГАТ (правила перевозок). Согласно этому приложению, первая тонна в кузов-фургон загружается 13 минут, все последующие – 3 минуты, т.е. на 20 тонн должно приходиться не более 70 минут (начиная с отметки в путевом листе), после чего начинается отсчёт простоя. Штраф за простой выплачивается за каждый полный час, согласно следующим нормам:

— Перевозка по городу и пригороду – 5% выплачиваемой за провоз суммы;
— Междугородние перевозки – 1% стоимости суточного провоза;
— Дополнительные 100% штрафа выплачиваются за простой специализированного ТС (рефрижераторы, автопогрузчики).

За опоздание (п.25 Правил) грузоперевозчик выплачивает такой же штраф, какой выплатил бы ему отправитель в случае простоя. Однако помимо требования выплатить штраф за срыв загрузки, отправитель может отказаться работы с перевозчиком. Данные нарушения определяются терминами «непредоставление» и «несвоевременное предоставление транспорта». 20% выплачиваются перевозчиком за невывоз по его вине. Полный час опоздания штрафуется также, как час простоя (ч.1 34-й статьи Устава автомобильного транспорта).

Просрочка доставки может стать причиной серьёзного вреда для получателя, особенно когда речь идёт о подверженных порче грузах. За этот ущерб получатель может потребовать отдельной платы. Несмотря на довольно точные, почти европейские определения, прописанные в Правилах и Уставе, процесс приёма груза и начала выгрузки имеет не до конца освещённые моменты. Добиться отметки в ТТН водитель, может быть, в силах, но действия при отказе получателя принять груз нормирует п. 67 Правил, имеющий некоторые нюансы:

— Перевозчик должен сообщить отправителю о прибытии груза в таком виде, чтобы это могло быть установлено судом (телеграмма, заказное письмо);
— Отправку уведомления следует посылать по всем адресам (фактический, адрес офиса, юридический) – непринятие телеграммы будет означать, что офис компании находится в другом месте;
— При приёме груза получатель может предложить перевозчику забрать груз себе для дальнейшей реализации (право имеется у получателя только при работе со скоропортящимся грузом) – 6-й пункт 15-й статьи Устава а.т.
Акт об отказе принять груз с указанием суммы штрафа за срыв отгрузки, может быть составлен водителем за пределами территории с привлечением свидетелей. Недобросовестный получатель может сознательно лишать водителя доступа к территории, рассчитывая получить штраф за просрочку доставки груза. Для доказательства вины получателя (посредника) потребуются зафиксированные данные о пробеге, распечатки из автонавигатора. Полностью решить проблему могло бы применение тахографа, но применение таких устройств означает и полное соблюдение условий труда водителя.

Штрафы за срыв загрузки УАТ и ППГАТ определяют довольно точно, но срок непредъявления груза (ст. 10 п.4 УАТ) фактически оставляется на усмотрение сторон. Ввиду этого срок предъявления груза, равно как и определяющий невывоз срок подачи ТС, необходимо точно указывать договоре. К составлению актов отсылает 79-й пункт ППГАТ. Согласно этому разделу Правил иск о взыскании штрафа за просрочку доставки груза, равно как и иск о срыве погрузки, должен предварять один из следующих актов, составляемых заинтересованной стороной в тот же день (или на следующий, при невозможности составить его сразу же):

— Непредоставление ТС для погрузки;
— Задержка с подачей ТС;
— Невывоз по вине перевозчика;
— Просрочка доставки;
— Простой ТС во время погрузки;
— Непредъявление груза для транспортир

Акт может быть составлен без участия второй стороны, но отметка о его составлении должна быть сделана в ТТН. Другой стороне должно быть направлено уведомление. Заказ-наряд, ТТН, сопроводительная ведомость должны содержать краткое пояснение причин и обстоятельств составления акта, а также размер требуемой компенсации, будь то штраф за просрочку доставки груза, простой, невывоз или штраф за срыв загрузки. Сам акт составляется людьми, уполномоченными на это в соответствии с законом.


ОТПРАВЬТЕ ТТН и ДОГОВОР (ДОГОВОР-ЗАЯВКУ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
О ПЕРСПЕКТИВЕ ВЗЫСКАНИЯ ДОЛГА С КОНТРАГЕНТА

    Имя*

    E-mail*